Автор Тема: Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!  (Прочитано 9717 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Компот

  • Проходил(а) мимо
  • Сообщений: 3
  • Пол: Мужской
Оригинал статьи на форумах cqham.ru, думаю тут это будет так же интересным:

Здравствуйте.
В который уже раз довелось мне прочитать очередную ахинею по поводу установки автомобильной СиБи антенны. Не буду приводить ссылку, поскольку обидно должно быть не конкретному сказочнику, а всем фантазерам вместе взятым. 21 век на дворе, а люди пользуются шаманскими наветами.


В общем я не выдержал и, чтобы закрыть большинство вопросов, провел небольшое исследование при помощи антенного моделировщика MMANA-GAL.
А именно построил упрощенную модель кузова автомобиля (рисунок 1), в качестве прототипа использовал автомобиль лада гранта седан. Однако большинство типовых седанов (наиболее распространенный у нас кузов) вполне будет соответствовать этой модели.
Далее, я смоделировал установку ряда антенн на этом кузове (от полноценного четвертьволнового штыря до совсем небольших огрызков) . Антенны располагал в различных точках. Наиболее характерными по моему будут являться две: центр крыши и центр горизонтальной части багажника. Остальные данные и теоретические обоснования приводить не буду, при желании сами сможете воспользоваться приложенными ниже моделями, либо спросить на форуме.
В качестве критерия оценки эффективности работы антенны я использовал ее усиление под углом в 5 градусов относительно горизонта. Не буду утверждать, что это рабочий угол при проведении местных связей(а на СиБи большинство пользователей интересуют именно они), однако он достаточно близок к нему и будет меняться по тем же законам, в отличие от максимального усиления антенны.
Итак, на втором рисунке вы можете наблюдать два графика: зависимость коэффициента усиления антенны под углом 5 градусов к горизонту от длины антенны, расположенной соответственно в середине крыши автомобиля и в середине крышки багажника.


Выводы:


1. Интересный момент не описанный до этого: диаграмма антенны в азимутальной (то есть по направлению на корреспондента) плоскости искажается в силу разности площадей багажника и капота, однако это искажение невелико и составляет от 2 с копейками дБ для полноразмерной антенны и до почти 4 дБ для огрызков. Эту величину можно заметить в реальности как едва заметное отличие. Потому бороться за компенсацию этого искажения не стоит.


2. Диаграмма антенны в азимутальной плоскости так же искажается при переносе антенны с центра крыши или багажника к их краю. Однако это искажение так же не превышает 3 дБ даже если устанавливать антенну на самый край или угол крыши.


Следствие 1 Антенну можно смело смещать по всей крыше без особого ущерба.


Следствие 2. При хорошем контакте врезная антенна эквивалентна антенне, установленной на кронштейне или рейлинге.


Следствие 3. При возможности выбора, лучше смещать антенну назад (например выбирая отверстие крепления под рейлинг для кронштейна антенны лучше выбрать заднее, чем переднее), поскольку тогда происходит компенсация искажения диаграммы а не суммирование искажений.


3. Установка антенны на багажнике приводит к потере усиления, причем чем короче антенна тем больше эта потеря, для четвертьволновой антенны это всего 1 дБ, но и это эквивалентно переходу к антенне высотой в 1.5 метра, установленной на крыше (последняя даже цепляться будет меньше), Для популярных полутораметровых антенн это эквивалентно переходу на огрызки менее метра в длину, для собственно огрызков это вообще фатально. При этом все вышесказанное относится к случаю, когда петли багажника продублированы проводящими шинами, иначе сопротивление петель приведет к еще более плачевным последствиям.


Следствие 4: Никогда не устанавливайте антенны на багажник, крыло, бампер и т. д. Антенна должна быть на крыше! Пусть антенна на крыше будет короче, это всеравно в итоге будет лучшим решением.


4. Как ни странно, но факт остается фактом: на автомобиль нет смысла устанавливать полномерную четвертьволновую антенну, как делают некоторые маньяки. Разница с популярными двухметровыми штырями всего около 0.5 дБ. Её тяжело будет поймать даже в условиях лаборатории, в безэховой камере. В реальной обстановке никто и никогда не заметит отличий. Разве только за счет самовнушения, ну или по Фрейду относительно длины...
Более того, два метра, установленные на крыше выиграют у четверти установленной скажем на багажнике или на врезке в крыло или бампер.


5. Разница между четвертью и полутораметровой антенной на крыше совсем небольшая, всего 1.6 дБ. Это действительно совсем немного. Поймать ее в реальном эфире практически невозможно. Более того, если ставить четверть не на крышу, а на багажник бампер или крыло, то разницы между антеннами вообще не будет, хотя полуторка на крыше будет в итоге ниже четверти.


Следствие 5: Полутораметровые СиБи антенны являются абсолютно достаточными для автомобиля, они практически не проигрывают полноразмерной антенне, но стоят дешевле и гораздо меньше мешают. Для совсем уже маньяков можно подумать о двухметровых штырях, однако стоит понимать, что практически это увеличение длины не даст ничего, кроме понтов.


6. Исходя из опытных замеров, проведенных UB8CAJ, емкость между магнитом автомобильной антенны и крышей составляет 200..300 пФ. На требуемых частотах реактивность составляет всего 20..30 Ом, более того, она компенсируется реактивностью согласующей катушки или непосредственно длиной антенны. Как вы можете посмотреть на модели (Я оставил во вложении только одну, для полутораметрового штыря) Этой емкости более чем достаточно. КСВ у таких антенн гуляет в тех же пределах, что и у ее аналогов по длине при перемещении по крыше (кстати, чем короче антенна, тем меньшая зависимость резонанса от ее положения)


Следствие 6: Антенны с магнитным основанием при прочих равных нисколько не уступают и не отличаются по поведению относительно врезных или установленных на кронштейне.

Следствие 7: Кабель питания магнитных , да и любых других автомобильных антенн, вовсе не является каким-то эрзац противовесом и не обязан иметь какую-то конкретную длину. Повторю: длина коаксиального кабеля до магнита может быть ЛЮБОЙ, и вы вполне его можете подрезать.


7. Как видите, спиральные антенны типа T3-27 и CB-50 выигрывают примерно 10 см относительно простых штыревых антенн с тем же усилением, много это или мало решать Вам. Во всяком случае, при необходимости огрызка, я выбрал Cb-50, брать более короткую Т3-27 или штырь короче 0.8 метра смысла не имеет. Качество связи окажется неудовлетворительным .


8. Для антенн длиннее 1 метра, увеличение добротности катушки практически не приводит к росту усиления, потому гнаться за дорогими антеннами, отличающийся посеребренным проводом, бОльшим диаметром катушки, бОльшей толщиной ее провода и т. д. смысла не имеет, на качестве работы антенны именно это не отразится.

Ссылка на модели:
http://www.cqham.ru/forum/attachment.php?attachmentid=240120&d=1470822592
 

Оффлайн Кенвуд

  • всех вылечат ...
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 838
  • Пол: Мужской
  • Связь будет, maybe.
    • R8CCY(ex-ub8caj)
    • Антенно-фидерные устройства  www.stv-ural.ru
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #1 : 11 Август 2016, 19:07:44 »
Всё верно.
Только тут вот сам себе противоречишь :
однако это искажение невелико и составляет от 2 с копейками дБ для полноразмерной антенны и до почти 4 дБ для огрызков. Эту величину можно заметить в реальности как едва заметное отличие. Потому бороться за компенсацию этого искажения не стоит.
от 2-х до 4-х дБ тебе похер, а .......
3. Установка антенны на багажнике приводит к потере усиления, причем чем короче антенна тем больше эта потеря, для четвертьволновой антенны это всего 1 дБ, но и это эквивалентно переходу к антенне высотой в 1.5 метра, установленной на крыше (последняя даже цепляться будет меньше), Для популярных полутораметровых антенн это эквивалентно переходу на огрызки менее метра в длину, для собственно огрызков это вообще фатально. При этом все вышесказанное относится к случаю, когда петли багажника продублированы проводящими шинами, иначе сопротивление петель приведет к еще более плачевным последствиям.


Следствие 4: Никогда не устанавливайте антенны на багажник, крыло, бампер и т. д. Антенна должна быть на крыше! Пусть антенна на крыше будет короче, это всеравно в итоге будет лучшим решением.
...... а 1-2 дБ - фатально.
 :)
Россия - империя любви имитации. Впрочем ...........  товарищ прапорщик говорит, что кормят нас хорошо.
73!  Андрей/R8CCY(ex-ub8caj). stv-ural.ru

Оффлайн Кенвуд

  • всех вылечат ...
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 838
  • Пол: Мужской
  • Связь будет, maybe.
    • R8CCY(ex-ub8caj)
    • Антенно-фидерные устройства  www.stv-ural.ru
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #2 : 11 Август 2016, 19:24:16 »
От себя ещё добавлю (немного, но тем не менее) в защиту антенн типа Т3-27 (т.е. тех, у которых излучающее полотно выполнено медным проводом намотанным на фиберглассовый стержень).
1. В сравнении с антеннами у которых катушка и штырь, у спиральных, за счёт подъёма средней точки излучения на 10-30 см вверх - немного повышается эффективность излучения.
2. Укороченные спиральные антенны - более узкополосны. А это некоторое преимущество по приёму для тех, кто работает преимущественно в одном канале.
3. В медном излучателе меньше собственные потери, чем в нержавейке штыря (~20%).

Но уж если выбирать себе.......
.....То -  кардинальное преимущество в качестве приема дают антенны с автотрансформаторной схемой, т.е с нижней катушкой. Правда их иногда сложно загнать в 1 по КСВ.
Россия - империя любви имитации. Впрочем ...........  товарищ прапорщик говорит, что кормят нас хорошо.
73!  Андрей/R8CCY(ex-ub8caj). stv-ural.ru

Оффлайн Кубик

  • Михаил
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1141
  • Пол: Мужской
  • + 7 963 053 88 8 восемь
    • UB8CCV
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #3 : 12 Август 2016, 03:30:41 »
То -  кардинальное преимущество в качестве приема дают антенны с автотрансформаторной схемой, т.е с нижней катушкой.
Пару бы моделей для примера.

Оффлайн Компот

  • Проходил(а) мимо
  • Сообщений: 3
  • Пол: Мужской
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #4 : 12 Август 2016, 04:47:17 »
тут вот в чем разница: помимо усиления антенны имеют еще и цену а так же габаритную длину, потому по комплексу этих показателей антенна на крыше  пусть и более короткая всегда сильно выгоднее.

Про спиральные планетный я то же их моделировал и сказал, при их длине они  эквивалентны штыревым антеннам с высотой сантиметров на 10 бОльшей.

И моделировать авто трансформаторную связь кожно, но не нужно.  Параметры в модели будут теми же. Просто в автотрансформатор антенне  антенный эффект фидера  намного менее выражен + защита от статики.

Оффлайн Атлас

  • Валерий, 9D-03984, UB9CAK (ex UH9CAK), АРК 0565, ID 00751
  • Администратор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2354
  • Пол: Мужской
    • АвтоРадиоКлуб Екатеринбурга
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #5 : 12 Август 2016, 11:49:22 »
... мужики-то не знают (с)
До сих пор ездят с длинными "удочками" - вот оно рядом бери...

Теория выбора антенн и практика их эксплуатации - это две разные вещи. Через клуб прошло много народу, но с аналогичными антеннами (типа Т3-27) наберётся процента 2, тех кто сделал свой выбор в пользу их.
MegaJet MJ-3031M Turbo, Alan (Midland) 9 plus / Yaesu FT-60r, ATU-6B (Opek-601VU), Yaesu FT-7900r, Anli WH-711C
---
Не работа делает человека богатым, работа делает человека горбатым.
Богатым человека делают инвестиции.

Оффлайн Кенвуд

  • всех вылечат ...
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 838
  • Пол: Мужской
  • Связь будет, maybe.
    • R8CCY(ex-ub8caj)
    • Антенно-фидерные устройства  www.stv-ural.ru
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #6 : 12 Август 2016, 16:55:05 »
антенный эффект фидера  намного менее выражен + защита от статики.
->  = Заметно чище приём!
Конечно, чем длиннее, тем лучше, НО при прочих равных условиях.
А условия у всех разные. И более короткая антенна, установленная человеком, который понимает, что делает, может работать заметно лучше, чем длинная, установленная "по понятиям".  :)
В общем-то разговор за то, что заставить полноразмерную антенну работать хуже, чем она может - труднее, чем короткую !!! Вот откуда мифы рождаются  :).
« Последнее редактирование: 15 Август 2016, 10:45:49 от Кенвуд »
Россия - империя любви имитации. Впрочем ...........  товарищ прапорщик говорит, что кормят нас хорошо.
73!  Андрей/R8CCY(ex-ub8caj). stv-ural.ru

Оффлайн Проводник

  • Алексей
  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 440
  • Пол: Мужской
    • R8CBE EX UB8CCP
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #7 : 15 Август 2016, 15:14:49 »
Аналогичная тема не радиосканере. http://lpd.radioscanner.ru/topic26618.html Там все на много интересней.
Ставьте перед собой нереальные цели. Не выполните - ну и хрен с ними, они же нереальные.

Будущее рождается в прошлом и проходит сквозь настоящее!

Оффлайн 4772

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 899
  • Пол: Мужской
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #8 : 15 Август 2016, 15:37:42 »
Проводник
ваше мнение очень важно для нас. Осталось запостить ссылку на qrz.ru и получить приз как самый начитанный пользователь интернета.

Оффлайн Лето

  • АРК 0364
  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4492
  • Пол: Мужской
  • Лето 9D-2310
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #9 : 16 Август 2016, 06:13:29 »
но с аналогичными антеннами (типа Т3-27) наберётся процента 2, тех кто сделал свой выбор в пользу их.
У меня есть "мобильный комплект" с Т3-27, так вот практика его применения показала, что  худо-бедно можно использовать на трассе, где много корреспондентов. Не одного, так другого услышишь. В нашем городе пользовать практически бесполезно. Хоть на крышу поставь, хоть на багажник. Слышу, пока вижу. В отличии от МЛ 145.

Оффлайн 4772

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 899
  • Пол: Мужской
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #10 : 16 Август 2016, 07:10:38 »
Слышу, пока вижу.
Если воспринимать сказанное буквально, то можно сделать вывод, что где то в оборудовании есть неисправность.
Имею опт пользования Т3-27, на основании его могу сказать, что антенна по приему практически не уступает полутораметровой антенны с механическим креплением, но на передачу сильно не дотягивает до нее же.

Оффлайн Лето

  • АРК 0364
  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4492
  • Пол: Мужской
  • Лето 9D-2310
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #11 : 16 Август 2016, 07:23:01 »
Если воспринимать сказанное буквально
Несколько условно :-) Но пользоваться в городе неудобно.
Кстати да, надо бы проверить....

Оффлайн Свят

  • R8CDX, АРК 0320
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2111
  • tel:
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #12 : 16 Август 2016, 17:53:06 »
Имею опт пользования Т3-27, на основании его могу сказать, что антенна по приему практически не уступает полутораметровой антенны с механическим креплением, но на передачу сильно не дотягивает до нее же.
У меня опыт прямо противоположный. Ставил Т3-27 на вторую машину при дальней поездке. Станции обе мегаджет 3031М турбо. У меня Алан9+ (стоит крайне неудачно - на пятой двери на кронштейне :) ).
На дальних дистанциях я вторую машину принимал, он меня нет. Но это уже когда километров на 5 разъезжались и более.

Оффлайн 23-ий

  • Слушаю все и понемногу...
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3034
  • Пол: Мужской
  • New frequency? New range! Hear it...
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #13 : 16 Август 2016, 18:20:14 »
Ставил Т3-27
Не ту что мне давал? У меня сложилось впечатление что она сдохла :(
Все дело в антенне!
Ценности меняются... приходят и уходят, а опыт - нет...

Оффлайн Свят

  • R8CDX, АРК 0320
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2111
  • tel:
Автомобильные СиБи антенны: долой мифы!
« Ответ #14 : 22 Август 2016, 13:34:04 »
Она самая. Живее всех живых :)
Антенна в хорошем состоянии. Тогда магнит был весь в ржавчине. Сразу после твоей поездки отревизирован, зачищен, пропаян, заантикорен. Работает отлично для этого типа антенны.. Имхо :)