Автор Тема: Про КСВ по простому  (Прочитано 6227 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Кенвуд

  • всех вылечат ...
  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 838
  • Пол: Мужской
  • Связь будет, maybe.
    • R8CCY(ex-ub8caj)
    • Антенно-фидерные устройства  www.stv-ural.ru
Про КСВ по простому
« : 04 Ноябрь 2014, 19:49:23 »
Очередная попытка объяснить интересующимся, что такое VSWR (КСВ)
 и как этим пользоваться. Объясняю не по-книжному и прошу "энциклопедистов" - не беспокоить.  :)
Как в средней школе, введение в понятие электрический ток было на примере тока воды по трубе, призову на помощь близкий большинству клубчеков - автомобиль.

Вводная:
1. Понятие КСВ имеет смысл использовать только применительно к "длинным линиям".
2. Для облегчения "вхождения" в тему обзовём КСВ - Коэффициентом Согласования (КС).

Примем аналогию: Передатчик-Фидер-Антенна=(ПФА) / Двигатель-Коробка-Колесо=(ДКК)

Фидер является "длинной линией", т.е. понятие КСВ/КС относится именно к нему.
Задачей фидера является передача мощности от Передатчика в Антенну, точно так же, как задачей Коробки является передача мощности от Двигателя к Колесу.
Наиболее эффективно обе системы работают тогда, когда у ПФА сопротивления согласованы или равны, а у ДКК включена правильная (соответствующая скорости) передача.

Режим равенства сопротивлений в ПФА (КСВ=1) соответствует работе ДКК на прямой передаче с максимальной мощностью.
Коробка является согласующим устройством и по функционалу соответствует антенному тюнеру.
Плохое согласование сопротивлений в ПФА ведёт к повышению КСВ в фидере, при этом уменьшается эффективность передачи мощности и повышаются амплитудные значения тока и напряжения, могущие привести к локальному перегреву или пробою. Это эквивалентно неправильному выбору передачи в Коробке, т.е. наверно можно ездить на третьей передаче со скоростью и 10 и 100 км/час, но ежу понятно, что при этом система ДКК будет работать неэффективно, а отдельные её узлы будут перегреваться и быстро изнашиваться.
Вот такая АНАЛогия (да простят меню Налоги  :-D )

Ну вот. Как-то ТАК.  :)

ЗЫ Вопросы есть?
« Последнее редактирование: 05 Ноябрь 2014, 05:43:48 от Кенвуд »
Россия - империя любви имитации. Впрочем ...........  товарищ прапорщик говорит, что кормят нас хорошо.
73!  Андрей/R8CCY(ex-ub8caj). stv-ural.ru

Оффлайн Бизон

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 513
  • Пол: Мужской
  • QTH: MO06HU
    • UH9CLY
Про КСВ по простому
« Ответ #1 : 05 Ноябрь 2014, 13:31:44 »
Надо понимать, что ВСЯКАЯ АНАЛОГИЯ УЩЕРБНА. Эта - тоже. Хотя бы тем, что в случае  высокого КСВ (плохого согласования нагрузки) возможен мгновенный выход из строя выходного транзистора передатчика, двигателю же наверняка ничего фатального не сделается. В остальном - я считаю, что объяснение достаточно доходчиво, не грешит против истины и вместе с тем оригинально. То есть вполне уместно. Браво, Кенвуд!
« Последнее редактирование: 05 Ноябрь 2014, 15:42:35 от Бизон »
Бизон, UH9CLY, 9D-6519, 2:5020/830.911

Оффлайн Вульф

  • 908-900-16-96
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 566
  • Пол: Мужской
  • Алексей
Про КСВ по простому
« Ответ #2 : 05 Ноябрь 2014, 17:32:38 »
Мда...Как доходчиво объяснил Андрей.Аналогия просто на высоте. *THUMBS UP* *THUMBS UP* *THUMBS UP*

Вложение к теме не относится, снес.
От темы (в рамках данного обсуждения) прошу не отходить.
« Последнее редактирование: 06 Ноябрь 2014, 06:29:18 от Воздух »
Не бывает плохих пивных и хороших тюрем.
Л. Камертон

Оффлайн Кенвуд

  • всех вылечат ...
  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 838
  • Пол: Мужской
  • Связь будет, maybe.
    • R8CCY(ex-ub8caj)
    • Антенно-фидерные устройства  www.stv-ural.ru
Про КСВ по простому
« Ответ #3 : 05 Ноябрь 2014, 19:11:27 »
Надо понимать, что ВСЯКАЯ АНАЛОГИЯ УЩЕРБНА. Эта - тоже.
Согласен, далеко не всегда аналогия совпадает с предметом объяснения хотя бы даже на 50%.  :)
Хотя бы тем, что в случае  высокого КСВ (плохого согласования нагрузки) возможен мгновенный выход из строя выходного транзистора передатчика, двигателю же наверняка ничего фатального не сделается.
А вот ТУТ - НЕ согласен. ТУТ как раз аналогия очень близкая.
Детально:
1-ый вариант : Передатчик имеет (за счёт тепловой инерции и запаса по напряжению К-Э) некоторую перегрузочную способность и выдерживает без деградации 3-х секундное включение без нагрузки (пример - СВ рация - 4-8 Вт). Это аналогично Двигателю автомобиля, который движется на 2-ой передаче, по ровной дороге со скоростью 10 км/ч., у которого на 3 секунды пропадает контакт колеса с дорогой. Инерция колеса и не полностью нажатая педаль газа - не дадут двигателю раскрутиться до опасных оборотов. И двигателю - тоже ничего не будет.

2-ой вариант: 500 ваттный транзисторный усилитель, из-за дороговизны выходного каскада - "держит" ксв до 1,5 и при отключенной антенне - сгорает за 2 сек.(при отключенной защите).
Аналогично - Двигатель автомобиля, движущегося на прямой передаче с максимальной скоростью (педаль - в пол! ~ 6-7тыс. оборотов), при потере контакта с дорогой (=обрыв нагрузки) - пойдёт в разнос и (при отключенной защите  :-D ) выйдет из строя за 5, ну максимум за 10 секунд.
« Последнее редактирование: 05 Ноябрь 2014, 19:21:02 от Кенвуд »
Россия - империя любви имитации. Впрочем ...........  товарищ прапорщик говорит, что кормят нас хорошо.
73!  Андрей/R8CCY(ex-ub8caj). stv-ural.ru

Оффлайн Бизон

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 513
  • Пол: Мужской
  • QTH: MO06HU
    • UH9CLY
Про КСВ по простому
« Ответ #4 : 06 Ноябрь 2014, 06:28:35 »
1-ый вариант : Передатчик имеет (за счёт тепловой инерции и запаса по напряжению К-Э) некоторую перегрузочную способность и выдерживает без деградации 3-х секундное включение без нагрузки (пример - СВ рация - 4-8 Вт).
Я даже больше скажу. Моему Алану сто с плюсом, в котором на выходе 2SC2078, вообще пофиг обрыв ва течение любого времени. Как он относится к КЗ, пока проверить не довелось.
Кстати, не факт, что при обрыве транзистор страдает от перенапряжения, а при КЗ - от перегрева. Существуют цепи согласования, так трансформирующие импеданс, что ноль становитсчя бесконечностью и наоборот. В своё время я такими баловался, начитавшись Полякова.
Аналогично - Двигатель автомобиля, движущегося на прямой передаче с максимальной скоростью (педаль - в пол! ~ 6-7тыс. оборотов), при потере контакта с дорогой (=обрыв нагрузки) - пойдёт в разнос и (при отключенной защите  :-D ) выйдет из строя за 5, ну максимум за 10 секунд.
Я думаю, не пойдёт он в разнос - сработает отсечка по оборотам. Мы же говорим за современный автомобиль, а не шоху карбюраторную. Но - таки да, можно сравнить это с хорошей защитой по КСВ у правильного усилителя.


PS. Слова про отключенную защиту я пропустил. А разве она отключаема? (Это я про двигатель говорю.)
Бизон, UH9CLY, 9D-6519, 2:5020/830.911

Оффлайн Кенвуд

  • всех вылечат ...
  • Модератор
  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 838
  • Пол: Мужской
  • Связь будет, maybe.
    • R8CCY(ex-ub8caj)
    • Антенно-фидерные устройства  www.stv-ural.ru
Про КСВ по простому
« Ответ #5 : 06 Ноябрь 2014, 11:46:19 »
Мне кажется, на некоторых отечественных - она "НЕВКЛЮЧАЕМА"  :)
Россия - империя любви имитации. Впрочем ...........  товарищ прапорщик говорит, что кормят нас хорошо.
73!  Андрей/R8CCY(ex-ub8caj). stv-ural.ru

Оффлайн Вульф

  • 908-900-16-96
  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 566
  • Пол: Мужской
  • Алексей
Про КСВ по простому
« Ответ #6 : 07 Ноябрь 2014, 03:39:23 »
Мне кажется, на некоторых отечественных - она "НЕВКЛЮЧАЕМА" 
ВКЛЮЧАЙМА.голову у двигла поменть-вуааля и вот онно инжктор с эл. впрыском...А по теме выпаять пару кондеров и расскрвлось те щастье
Не бывает плохих пивных и хороших тюрем.
Л. Камертон